Главное меню:
Формирование слоговой структуры слова у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Логопедическая работа в специальной коррекционной школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Нарушения речи у школьников с ограниченными возможностями здоровья является очень распространенными, и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие школьника, а так же эффективность его обучения. Целенаправленное устранение этих нарушений способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы и социальной адаптации учащихся.
Овладение слоговым составом слов родного языка приходится на ранний возраст. К 3 – 3,5 годам большинство детей с сохранным интеллектом усваивают слоговой состав огромного количества слов, а к старшему возрасту почти все дети могут произносить слова любой сложности.
В условиях недоразвития речи умственно отсталых детей очень важным является вопрос об искажениях слоговой структуры слов. Эти нарушения представляют достаточно узкую и частную проблему в теории и практике логопедии. Исследования показывают, что одним из симптомов недоразвития речи у детей является нарушение восприятия и воспроизведения слогового состава слова. Эти нарушения отрицательно влияют на формирование лексики, грамматического строя речи, фонематическое развитие ребенка и на овладение письменной речью.
Поэтому я считаю эту тему актуальной и интересной, кроме того, проблема нарушений слоговой структуры слова и пути ее формирования недостаточно широко освящены в литературе.
Проблема слоговой структуры в системе русского языка является одной из наиболее сложной и противоречивой. В системе русского языка три составляющих: фонетика, лексика, грамматика. Слоговая структура среди них занимает особое место. С одной стороны слоговая структура – часть произносительной стороны, фонетики, но с другой -
Развитие как общей, так и речевой моторики у умственно отсталых детей протекает замедленно, не дифференцированно. В процессе артикуляции звуков у них наблюдаются неточность речевых движений, недостаточный их объем, замены, вялость мышечного тонуса, нечеткость кинестетических ощущений.
Речевое развитие осуществляется не только путем имитации, подражания речи окружающих. В основе овладения речью лежит становление сложных функциональных структур, соответствующих системе языка. Основным условием формирования таких структур является возможность анализа воспринятой речи и последующий синтез, обобщение. Таким образом, развитие речи происходит через усвоение языковых обобщений: фонематических, лексических, грамматических.
В связи с общим недоразвитием аналитико-
С первых дней жизни ребенка окружают различные звуки, речевые и неречевые. Ребенок не сразу может воспринять и проанализировать услышанное. Для него огромное значение имеет тон, ритм, темп, громкость, мелодика звуков вокруг. Правильность восприятия этих факторов окажет огромное влияние на восприятие слоговой структуры слов впоследствии. По мере роста и развития ребенка происходит его знакомство с различными видами ритма. Ритмические движения у детей проявляются очень рано. При кормлении ребенок ритмично сосет, ритмично сжимает и разжимает пальцы. Установлено, что энергичные движения пальцев рук способствуют повышению тонуса коры мозга, облегчают процесс замыкания условной связи.
«Одной из особенностей формирования чувства ритма в дошкольном возрасте является то, что на первых этапах, при освоении равномерного повторения однородных элементов, в обследование и воссоздание пространственной ритмической структуры включается ритм движений руки ребенка. В дальнейшем двигательный ритм отступает на задний план, уступая место зрительной оценке пространственного расположения элементов» (В. М. Котлер).
Выделяют примерные периоды в формировании чувства ритма у нормально развивающихся дошкольников:
-
-
-
Дети испытывают удовольствие от ритмических движений, от многократного повторения одного и того же действия, а затем от чередования действий. Ребенок может многократно открывать и закрывать предмет, нанизывать и раскладывать бусины, пуговицы, что способствует усвоению необходимых двигательных и зрительных актов.
Универсальный характер ритмов и ритмические способности оказывают огромное влияние на разные стороны психического и речевого развития ребенка. При этом прослеживается тесная связь между двигательным и пространственным ритмами и ритмической структурой слова.
Универсальная структура ритма может быть прослежена в овладении ребенком речью. Овладение фонетической структурой слова предполагает овладение как линейными ее единицами (звук, слог, морфема, слово), так и нелинейными (ритм, ударение, интонация). Раньше всего происходит усвоение таких просодических явлений как интонация, тон, ударение, ритм.
Дети не сразу овладевают звуко – слоговой структурой слова. В основе всего вербального развития лежит коммуникативная функция речи. Именно от того, насколько своевременно появляется данная функция, зависит, как скоро ребенок овладеет звуко -