Страница 5 - Сидорова Ирина Алексеевна

Перейти к контенту

Главное меню:

Уровень 1

Формирование слоговой структуры слова у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.


Логопедическая работа в специальной коррекционной школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Нарушения речи у школьников с ограниченными возможностями здоровья является очень распространенными, и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие школьника, а так же эффективность его обучения. Целенаправленное устранение этих нарушений способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы и социальной адаптации учащихся.
Овладение слоговым составом слов родного языка приходится на ранний возраст. К 3 – 3,5 годам большинство детей с сохранным интеллектом усваивают слоговой состав огромного количества слов, а к старшему возрасту почти все дети могут произносить слова любой сложности.
В условиях недоразвития  речи умственно отсталых детей очень важным является вопрос об искажениях слоговой структуры слов. Эти нарушения представляют достаточно узкую и частную проблему в теории и практике логопедии. Исследования показывают, что одним из симптомов  недоразвития речи у детей является нарушение восприятия и воспроизведения слогового состава слова. Эти нарушения отрицательно влияют на формирование лексики, грамматического строя речи, фонематическое развитие ребенка и на овладение письменной речью.
Поэтому я считаю эту тему актуальной и интересной, кроме того, проблема нарушений слоговой структуры слова и пути ее формирования недостаточно широко освящены в литературе.
Проблема слоговой структуры в системе русского языка является одной из наиболее сложной и противоречивой. В системе русского языка три составляющих: фонетика, лексика, грамматика. Слоговая структура среди них занимает особое место. С одной стороны слоговая структура – часть произносительной стороны, фонетики, но с  другой - существует связь между искажением слогового состава слова и его семантическим смыслом. То есть слоговой состав малознакомого слова нередко может подвергаться искажению у учащихся. Так же слоговую структуру можно отнести и к третьей составляющей – грамматике. Отдельные связываются в предложении благодаря грамматическим средствам (окончания, суффиксы, приставки, постфиксы, предлоги, союзы), которые в потоке речи образуют слабые, безударные слоги, имеющие тенденцию к искажению в произношении. Таким образом, слоговая структура является частью всей языковой системы.
Для того чтобы ребенок умел воспроизводить слож¬ный комплекс артикуляторных движений, необходимо нормальное развитие речевой моторики.
Развитие как общей, так и речевой моторики у умственно отсталых детей протекает замедленно, не дифференцированно. В процессе артикуляции звуков у них наблюдаются неточность речевых движений, недостаточный их объем, замены, вялость мышечного тонуса, нечеткость кинестетических ощущений.
Речевое развитие осуществляется не только путем имитации, подражания речи окружающих. В основе овладения речью лежит становление сложных функциональных структур, соответствующих системе языка.  Основным условием формирования таких структур является возможность анализа воспринятой речи и последующий синтез, обобщение. Таким образом, развитие речи происходит через усвоение языковых обобщений: фонематических, лексических, грамматических.
В связи с общим недоразвитием аналитико-синтетической деятельности у умственно отсталых детей с большим трудом формируются языковые обобщения, замедленно усваиваются закономерности языка.
Все указанные факторы определяют как медленный темп усвоения речи, так и качественное недоразвитие ее компонентов: фонетико-фонематической стороны, звуко-слоговой структуры слов, лексики и грамматического строя.
Нарушение восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова можно выявить на ранних стадиях развития речи. Хотя появление первых слов у детей с недоразвитием речи ничем не отличается от первых слов у детей с нормальным ходом речевого развития. Но при овладении звуковой стороной речи существуют определенные факторы как длина слова, его ритмическая структура, грамматическая категория, ударность, которые оказывают влияние на разборчивость слов при их восприятии, а затем и при воспроизведении.
С первых дней жизни ребенка окружают различные звуки, речевые и неречевые. Ребенок не сразу может воспринять и проанализировать услышанное. Для него огромное значение имеет тон, ритм, темп, громкость, мелодика звуков вокруг. Правильность восприятия этих факторов окажет огромное влияние на восприятие слоговой структуры слов впоследствии. По мере роста и развития ребенка происходит его знакомство с различными видами ритма. Ритмические движения у детей проявляются очень рано. При кормлении ребенок ритмично сосет, ритмично сжимает и разжимает пальцы. Установлено, что энергичные движения пальцев рук способствуют повышению тонуса коры мозга, облегчают процесс замыкания условной связи.
«Одной из особенностей формирования чувства ритма в дошкольном возрасте является то, что на первых этапах, при освоении равномерного повторения однородных элементов, в обследование и воссоздание пространственной ритмической структуры включается ритм движений руки ребенка. В дальнейшем двигательный ритм отступает на задний план, уступая место зрительной оценке пространственного расположения элементов» (В. М. Котлер).
Выделяют примерные периоды в формировании чувства ритма у нормально развивающихся дошкольников:
- равномерное повторение однородных элементов, то есть простейшая ритмическая структура складывается к четвертому году жизни,
- чередование разнородных элементов, усложненная ритмическая структура складывается к пяти годам,
- повторность элементов: темп, скорость следования звуков, движений.
Усвоение ребенком ритмической структуры происходит неравномерно, скачкообразно.
Дети испытывают удовольствие от ритмических движений, от многократного повторения одного и того же действия, а затем от чередования действий. Ребенок может многократно открывать и закрывать предмет, нанизывать и раскладывать бусины, пуговицы, что способствует усвоению необходимых двигательных и зрительных актов.
Универсальный характер ритмов и ритмические способности оказывают огромное влияние на разные стороны психического и речевого развития ребенка. При этом прослеживается тесная связь между двигательным и пространственным ритмами и ритмической структурой слова.
Универсальная структура ритма может быть прослежена в овладении ребенком речью. Овладение фонетической структурой слова предполагает овладение как линейными ее единицами (звук, слог, морфема, слово), так и нелинейными (ритм, ударение, интонация). Раньше всего происходит усвоение таких просодических явлений как интонация, тон, ударение, ритм.
Дети не сразу овладевают звуко – слоговой структурой  слова. В основе всего вербального развития лежит коммуникативная функция речи. Именно от того, насколько своевременно появляется данная функция, зависит, как скоро ребенок овладеет звуко - слоговой структурой русского языка.
Назад.

 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню