Страница 14 - Сидорова Ирина Алексеевна

Перейти к контенту

Главное меню:

Уровень 1

Активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках математики.

Для эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому основными задачами развития познавательной деятельности является следующее:
• формирование мотивации учения, ориентированный на удовлетворение познавательных интересов;
• развитие внимания и памяти;
• формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
• развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
• формирование общеучебных навыков и умений (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий).
Во 2 классе изучаем числа второго десятка. При изучении нумерации чисел в пределах 20 уделяю большое внимание, так как нередко наблюдаются недостаточно прочные знания числового ряда, не всегда учащиеся безошибочно считают, особенно трудно даётся учащимся запоминание обратного порядка чисел , часто искажают в речи числительное шестнадцать, смешивают названия числительных 17 и 18. Встречаются ученики, которые считают, что число 11 - это две единицы, стоящие рядом, число 12 записывают как 21 и т. д. Для этого использую на уроке счётный материал. Счётный материал рассыпаю не весь, а только один десяток, второй десяток объединяю в одно целое.
Поэтому стоит передо мной задача - довести до сознания ученика с ограниченными возможностями здоровья конкретный смысл каждого числа, его место в натуральном ряду, десятичный состав, особенности письменного обозначения. Для этого тщательно продумываю систему изучения нумерации и при этом постоянно опираюсь на средства наглядности, использую слуховые, зрительные, кинестические анализаторы и систематически работаю над этой темой.
Для выработки зрительных представлений о месте каждого числа в числовом ряду использую таблицу
1
  2   3 4   5   6  7  8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Она заполняется по мере изучения чисел. Эта таблица представляет собой наборное полотно с двумя рядами карманов, по десять в каждом ряду. Эту таблицу использую на каждом уроке, варьирую задания, например:
1. Из таблицы убраны все числа. Поставить табличку с числом 8 (надо правильно найти место этого числа).
2. поставить в таблицу числа 5 и 15, а затем назвать все числа больше 5 и меньше 15.
3. Поставить все чётные числа, все нечётные числа, числа, которые получаются при счёте 2, 3, 5 и т.д.
Кроме этого использую разрядную таблицу, счёты книжки - считалки. Некоторый наглядный материал изготавливает на уроках занимательного труда. Например, книжки-считалки учащиеся с удовольствием изготовили на уроке труда и также охотно применяют на уроке математики.
Большое внимание уделяю развитию вариативного мышления и творческих способностей учащихся. Они не просто обследуют различные математические объекты. Начиная с самых первых дней, им систематически предлагаю задания, допускающие различные варианты решения. Например, выбирая из фигур (круг, квадрат, прямоугольник) предлагаю выбрать лишнюю фигуру, при этом аргументируют свой ответ ( т.к у данной фигуры нет углов), или красный квадрат, потому что остальные белые, отыскать одинаковые фигуры и т. д.
В младшем школьном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации на уроке является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребёнка ситуации успеха. Это важно не только для познавательного развития детей, но и для сохранения и поддержки здоровья.
Большую роль в активизации познавательной деятельности является мотивационный компонент урока. Заботясь о мотивировке обучения, я ориентируюсь не только на содержание урока, т.е. на то, что нужно усвоить детям, но и на то, как сделать это с наибольшей пользой для развития как сильных, так и слабых ребят, как сохранить их эмоциональное благополучие, оптимизм, веру в свои силы.
Одной из главных задач школы 8 вида -  формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья в достаточной мере активной и самостоятельной деятельности. От этой активности и самостоятельности во многом зависят динамика развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, возможности его социальной адаптации. И поэтому на каждом уроке математики и предлагаю учащимся самостоятельную работу, где после данной работы осуществляется взаимопроверка, где учащиеся находят и указывают допущенные ошибки своих товарищей (самостоятельное решение примеров, математический диктант, взаимопроверка). Данный приём воспитывает младших школьников сознательному отношению при выполнении задания, ответственности, внимания.
На уроках математики стараюсь работать над развитием внимания, воображения, памяти, мышления на протяжении всего урока.
Важным моментом в уроке является использование коррекционных заданий. Коррекционные упражнения развивают у учащихся память, внимание, сосредоточенность.
Одним из эффективных средств развития интереса, также является дидактическая игра, так как дидактическая игра, игровые моменты делают процесс познания более продуктивным. В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдая правила игры. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, дисциплина, воля, характер.
Используя приёмы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствую активизации мыслительной деятельности. Огромные возможности представляют различные виды упражнений в виде игры. Значение игры трудно переоценить. Здесь развивается кругозор, сообразительность. Игра даёт возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Например, при закреплении учащимися знания таблицы сложения без перехода через десяток, использую игру "Поймай рыбку". На доске висит таблица, на которой изображён аквариум с рыбками. На каждой рыбке записан один из примеров: 10+3, 15 - 5 и т.д. Двое учащихся выходят к доске и по команде начинают решать выражения. Остальные учащиеся выполняют задания в тетради. По истечении времени, ученики сверяют ответы с доской. Тот из учеников у доски, кто решил большее количество выражений, поймал больше рыбок. 0н считается лучшим рыбаком в данной игре. Для закрепления знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10 использую игру "Самый быстрый почтальон". Эти игры простые, но они позволяют в игровой форме повторить таблицу, внести в урок элементы соревнования, что ещё более способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более чёткими, собранными, быстрыми.
Кроме того уроки, проведённые в нестандартной форме также позволяют преодолеть механическое усвоение знаний, активизируют познавательную деятельность. Учащиеся любят такие уроки и, как правило, работоспособность, активность, внимание у ребят на таких уроках повышаются.
Также немаловажная задача состоит в том, чтобы создать благоприятные условия в классе для коллективной работы. В системе "актив-класс" в процессе обучения включаются обмен мыслями, мнениями, взаимное обсуждение вопросов с товарищами, идёт активный процесс индивидуальной умственной деятельности. Для развития самостоятельности и активности оцениваю каждый удавшийся шаг ребёнка, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос.
Также важно умение оценить свои силы, рассчитать и распределить их при выполнении заданий разной сложности. Поэтому, чтобы приучить умению соразмерять свои возможности, я даю учащимся дозированные задания, кто успешно выполнит минимум, тому предлагаю выполнить дополнительную работу.
Помимо всего этого, на всех этапах урока математики постоянно добиваюсь полного ответа, названия математических терминов, правильно читать примеры, аргументировать свой ответ, что важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В заключении, из вышесказанного нужно сделать вывод о том, что обучение провожу так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а на сознательном применении знаний в процессе решения познавательных задач, чтобы учащиеся умели рассуждать, использовать имеющуюся информацию, включая учеников в творческую деятельность. Всё это повышает у учащихся познавательную активность.
Назад.

 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню